Реальность и иллюзии или блеск и нищета электронной коммерции«Шестая часть Земли с названьем кратким – Русь» медленно, но неотвратимо входит в информационную эпоху. И, как бы подтверждая тютчевское «Умом Россию не понять…» своим, только нашему народу свойственным способом. Часто совершенно нелогичным с точки зрения прагматизма Запада. Но вместе с тем и чересчур прямолинейным, без полутонов, внутреннего настроя и трепета с позиций человека Востока. Отличительные черты этой новой эпохи проявляются во все большем перемещении средств общения и ведения дел и бизнеса в сеть Интернет. И в появлении таких понятий, как электронный бизнес и электронная коммерция. Сами по себе эти понятия достаточно глобальны и многоплановы, и разъяснение различия между ними и каждого из них в отдельности не является целью настоящей статьи. Для этого есть достаточное количество профессиональных и авторитетных ресурсов в Интернет, как в отечественном, так и в зарубежном. Так что не буду соревноваться с ними в точности определений и пересказывать их своими словами. Поговорим лучше о другом. Об электронной коммерции сегодня не пишет разве что ну совершенно неграмотный человек. А если он хотя бы полуграмотный, то обязательно Вам предложит что-то вроде: «ошеломляющий успех», «Вам крупно повезло», «налетай, торопись, покупай живопИсь?». Со своего ядовито-зеленого сайта с текстом ослепительно-красного или оранжевого цвета. На бесплатном хостинге. С многозначительным доменным именем типа melionnaxaljavy.narod.ru . А если серьезно, то я начинаю постепенно уставать от обилия «супер-проектов», рекламу которых я получаю практически ежедневно в многочисленных рассылках по бизнесу и маркетингу. Большинство из них оказываются или явным плагиатом уже существующих проектов, или перепевают то, что давно известно всему Рунету. Как говаривал ведущий небезызвестного когда-то телевизионного «Кабачка 13 стульев» об очередном романе пана Зюзи о зайцах: «Нет такой избитой темы, которую нельзя было бы избить еще раз». Цель этих проектов пряма и проста, как палка – заработать. Продавая свое, выстраданное, дитя ума и сердца. Или чужое, как партнерскую разработку либо в виде наворованного винегрета разнообразных программ и проектов. Тем не менее, зная, сколь велика (и почти неистребима) тяга русского человека к халяве, я не ставлю целью настоящей статьи что-либо изменить в сложившейся ситуации. И обличить «облико морале» авторов вышеуказанных проектов. Потому что и сам бываю порой не безгрешен. А хочу в ней просто проанализировать возможные пути нашего отечественного пользователя к собственному успеху, благополучию и финансовой независимости в нынешнюю информационную эпоху. Следуя авторитетному мнению автора «Богатого папы» Роберта Кийосаки, всего существует четыре сектора получения дохода: наемный труд, предпринимательство, собственный бизнес и инвестирование. Наемные работники меняют свое свободное время на деньги в виде зарплаты, и в работе ищут безопасность и отсутствие всякого риска. Работая в чужой системе по созданным другими правилам, они всегда находятся в зависимости от прихотей работодателя, и с них удерживают все налоги до получения их дохода. С трудом воспринимая перемены, большинство этих людей не обладает финансовыми познаниями, достаточными для достижения финансовой независимости. Поэтому почти все заработанное они вкладывают в пассив. В этом секторе трудятся до 90% населения планеты и получают за свои труды около 10% всех доходов в мире. Предприниматели отличаются от наемных работников тем, что они нанимаются на работу к самим себе, так как мало доверяют другим людям. Превыше всего они ценят независимость и свободу творчества и являются самыми лучшими специалистами в мире. Но для обеспечения собственного благополучия им приходится работать непрерывно, иногда всю свою жизнь. В свой бизнес они вкладывают свои деньги и свое время, поэтому им постоянно не хватает ни того, ни другого. Владельцы бизнеса являются хозяевами своей жизни, хорошими лидерами и руководителями. Они организуют или покупают уже готовую работающую на них систему, приносящую прибыль, привлекая в собственный бизнес нужных им специалистов из наемных работников и предпринимателей. Так как они используют деньги и время других людей, то они финансово независимы и имеют больше свободного времени. Бизнесмены составляют около 10% людей и владеют почти 90% богатств мира. Инвесторы зарабатывают на том, что умело вкладывают свои (и чужие) деньги в различные финансовые проекты, недвижимость или акции и конвертируют деньги в богатство. Свободные деньги вкладываются ими в активы, приносящие им прибыль. Инвесторы составляют около 3% населения и являются самыми богатыми людьми в мире. Нетрудно заметить, что работающие в первых двух секторах получают деньги в обмен на потраченное время. Здесь источником дохода является активный труд, и его прекращение сводит к нулю получение дохода. А представители двух последних секторов приобретают свободное время в обмен на деньги. Здесь источником дохода является собственность, которая за счет умелого использования активов воспроизводит самое себя и приносит прибыль своим владельцам. В этих секторах находятся источники пассивного дохода. Не вдаваясь в тонкости каждого из секторов и описания их представителей (детально об этом можно прочитать в книге Р.Кийосаки «Квадрант денежного потока»), проанализируем возможности сети Интернет и электронной коммерции на предмет обнаружения в них вышерассмотренных категорий. Все большее количество западных компаний (и эта тенденция начинает повторяться в странах СНГ) переносят функционально собственные офисы в квартиры своих сотрудников. Которые исполняют должностные обязанности с помощью своего телефона и домашнего компьютера, связанного с сервером компании через сеть Интернет. Практически не вставая со своего стула. В домашнем халате, старых джинсах и шлепанцах на босу ногу. Компания при этом экономит на офисном оборудовании, а сотрудники – на транспортных расходах. Но вместе с тем они остаются теми же наемными работниками, что и прежде. Хотя и активно используют методы электронного бизнеса, электронной коммерции и сети Интернет. Следующий сектор, предпринимателей пока самый многочисленный в Рунете. Это обычно люди творческих профессий: программисты, дизайнеры, журналисты, художники, писатели, авторы оригинальных курсов и электронных книг и др. А также те, кто использует Интернет для рекламы своего традиционного (неэлектронного) бизнеса. Здесь же располагаются и многочисленные «любители халявы», о которых велась речь выше. Чем же привлекает людей этот сектор? Своей видимой демократичностью. А также иллюзией простоты и доступности. Казалось бы, чего проще: создай свой сайт, раскрути его, организуй рассылку и прием оплаты через какую-либо платежную систему – и успех у тебя в кармане. Вложения же минимальны, доступны даже студенту и несоизмеримы с таковыми в традиционном бизнесе. На деле же все не так просто. Успеху здесь, как и в любом другом бизнесе, предшествуют обучение, нелегкий труд, ошибки, приобретение опыта. Но даже и тогда, когда все это позади и на электронный счет начинают «капать» вечнозеленые американские президенты оказывается, что этот денежный ручеек со временем, к сожалению, иссякает. Число продаж сокращается, вдохновение поддерживать рассылку проходит, и нужно выращивать новую «курицу», несущую золотые яйца. Т.е. создавать новый проект (книгу, статью, руководство, программу, курс), снова его раскручивать, снова поддерживать рассылку и отвечать на многочисленные письма читателей и покупателей. «И так без конца до конца»? Мне могут возразить, что это и есть проявление творчества. Кто же спорит? Да, это правда, и именно творчество дарит нам удовлетворение. Как моральное, так и материальное. Но что произойдет, если мы захотим на время отойти от дел своего электронного бизнеса, занявшись другим, не менее интересным делом? Или отправиться в длительное, например кругосветное путешествие? Тут мы вдруг обнаружим кучу разных внезапно возникших проблем: некому становится отвечать на многочисленные письма и вопросы, высылать пароли покупателям, следить за оплатой, обновлять рассылку и так далее. А также такой сразу неочевидный факт, что доход наш является не пассивным, а бизнес требует каждодневного присутствия. Ведь мы находимся в секторе предпринимателей… Однако давайте подумаем: композитор написал популярную песню или писатель – книгу. Проявил однажды свое творчество и вложил в это произведение часть своей души. Но затем каждое издание книги или компакт-диска приносит своему автору гонорар, т.е. пассивный доход. А также его наследникам. Вот бы и нам в нашем электронном бизнесе такое… Вы скажете, что в мире электронной коммерции так не бывает. Еще как бывает! Только не в этом секторе. В секторе же электронных предпринимателей все так же, как и в секторе традиционных, т.е. источником дохода является активный труд. И его прекращение постепенно сводит доходы к нулю. Вспомним Джона Риза, пока единственного предпринимателя, заработавшего миллион долларов в Интернет за 24 часа на продаже своей довольно дорогой книги по маркетингу. Чтобы заработать свой второй миллион, ему придется написать еще одну книгу и создать для нее условия ажиотажного спроса. Как же нам научиться зарабатывать пассивный доход, активно используя Интернет и методы электронной коммерции? Вот об этом мы и поговорим в следующей статье. Автор: Павел Гусев Раздел: Статьи / Электронная коммерция |
|
|||||||
![]() |